Финансовая алхимия: как муха попадает в суп
Секьюритизация, таким образом, преобразовывала неликвидные активы в ликвидные.
В теории это делалось в результате объединения, андеррайтинга (страхования) и продажи
во владение требования к потоку платежей в качестве обеспеченного активами залога
(ABS). Ипотечные ценные бумаги (MBS) являются одной из форм
ABS, крупнейший на сегодняшний день, начиная с 2001 года.
Именно здесь муха попадает в суп.
После того как американский рынок жилья начал еще в 2006 году свой резкий спад,
и ставки на ипотечный кредит с плавающей ставкой (ARM) резко пошли вверх
по всей территории США, сотни тысяч домовладельцев были вынуждены просто "уйти"
от своих теперь неподъемных выплат по ипотеке или лишиться права пользования в пользу
одной или другой стороны в сложной цепи секьюритизации, зачастую незаконным образом,
как недавно постановил судья из Огайо. Лишенных права пользования имуществом в 2007
году было на 75% больше, чем в 2006 году, и этот процесс только начинается, он станет
катастрофой для рынка недвижимости, соперничающей или, что более вероятно, превосходящей
Великую Депрессию. В Калифорнии количество лишенных прав пользования выросло до
ошеломляющих 421% к предыдущему году.
Этот процесс роста ипотечных неплатежей, в свою очередь, порождает бездонную
дыру в основном потоке наличных платежей, предназначенных для обеспечения недавно
выпущенных ипотечных ценных бумаг. Поскольку вся система была абсолютно непрозрачной,
никто, и меньше всего банки, держащие эти бумаги, реально не знал в каждом конкретном
случае, были ли эти ABS хорошими или плохими. Как природа не терпит пустоты,
так банкиры и инвесторы, особенно глобальные инвесторы, питают отвращение к неопределенности
в финансовых активах, которыми они располагают. Они относятся к ним как к токсичным
отходам.
Архитекторы Новых Финансов на основе секьюритизации ипотечных закладных, однако,
обнаружили, что упаковки из сотен различных ипотечных кредитов разного качества
из разных частей США в одну большую MBS облигацию недостаточно. Если
MBS-страховщики с Уолл-Стрита имели бы возможность продавать свои новые
MBS облигации хорошо обеспеченным пенсионным фондам по всему миру, они
нуждались бы в некоторых дополнительных стимуляторах. Большинство пенсионных фондов
ограничено лишь покупкой облигаций, имеющих рейтинг AAA, т.е. высочайшего
качества.
Но каким образом могло бы рейтинговое агентство выставить рейтинг облигации,
которая составлена из мнимого потока ипотечных платежей по тысяче различных закладных
по всем США? Они не могли отправить проверяющего в каждый город, чтобы взглянуть
на дом и расспросить его жильцов. Кто мог бы встать за этой облигацией? Только не
ипотечный банк-эмитент. Они продавали закладные сразу же и со скидкой, чтобы вывести
их со своего баланса. И не специальные целевые компании, они просто там держали
транзакции отдельно от операций ипотечного страхового банка. Был нужен кто-то еще.
И вуаля! в игру вступила неустрашимая Большая Тройка (на самом деле, Большая Двойка)
кредитных оценщиков, рейтинговые агентства.
Рейтинговые игры вокруг обеспеченных залогами бумаг (ABS)
Никогда не приходящие в отчаяние, сталкиваясь с новыми препятствиями, светлые
умы в JP Morgan, Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup, Merrill Lynch,
Bear Stearns и множестве других в этой игре в секьюритизацию
расцветших буйным цветом после 2002 года объемов ипотечных закладных, обратились
к Большой Тройке рейтинговых агентств, чтобы заполучить свои драгоценные AAA.
Это было необходимо, поскольку в отличие от выпуска традиционных корпоративных облигаций,
скажем, Ford’ом или GE, где позади своих облигаций стояла известная,
построенная из кирпича и минометных голубых фишек компания с долгосрочной кредитной
историей, в случае с ABS никто из подобных корпораций за ними не стоял.
Только много обещаний о залоговых контрактах по всей Америке.
Эта ABS или, если хотите, облигация была "самостоятельным" искусственным
созданием, чья законность в соответствии с законодательством США была под сомнением.
Это означает, что оценка кредитным рейтинговым агентством была существенна, чтобы
сделать эту облигацию внушающей доверие или, по крайней мере, придать ей "видимость
доверия", как мы теперь понимаем на фоне текущего фиаско секьюритизации.
В самом сердце новой финансовой архитектуры, которая выстраивалась в течение
последних двух десятилетий и более при содействии со стороны ФРС США под руководством
Гринспена и последующих администраций, стояла полумонополия, находящаяся в руках
трех фактически нерегулируемых частных компаний, которые присваивали кредитные рейтинги
всем секьюритизированным активам, разумеется, за очень приятную плату.
Три рейтинговых агентства преобладали в мировом бизнесе кредитной оценки, крупнейшее
из которых - Moody's Investors Service. В годы бума секьюритизации
Moody's регулярно сообщало о свыше 50% прибылях от рейтингования. Двое других
в мировом рейтинговом картеле – Standard & Poor's и
Fitch Ratings. Все трое – американские компании, тесно связанные с финансовыми
кругами Уолл-Стрита и финансовых учреждений США. Тот факт, что мировой рейтинговый
бизнес является де-факто монополией США, был неслучайным. Так было запланировано
в качестве основного столпа финансового господства Нью-Йорка. Контроль над миром
кредитных оценок был для США глобальным проецированием силы, почти равносильным
господству США в области ядерного оружия в качестве силового фактора.
Бывший министр труда экономист Роберт Рейх определил основной вопрос об оценщиках,
их встроенный конфликт интересов. Райх отмечал, что "кредитно-рейтинговые агентства
оплачиваются теми же учреждениями, что пакуют и продают ценные бумаги, которые эти
агентства оценивают. Если инвестиционному банку не нравится оценка, он не должен
платить за нее. И даже если ему нравится рейтинг, он платит только после того, как
ценная бумага продана. Понимаете? Это, как если бы студия кинофильмов наняла бы
критиков пересмотреть свои фильмы, и платила бы им только в том случае, если отзывы
были достаточно положительными, чтобы заполучить много людей на показ фильма".
Рейх продолжал: "До краха результат был великолепен для кредитно-рейтинговых
агентств. Прибыли Moody's более чем удвоились в период между 2002 и 2006
гг. И это был великий прорыв для эмитентов ипотечных ценных бумаг. Спрос резко возрастал,
поскольку высокие рейтинги расширили рынок. Торговцы не изучали ничего, кроме рейтингов…
многомиллиардное вращение музыкальной карусели. А потом музыка прекратилась".
Это ставит три глобальных рейтинговых агентства - Moody’s,
S&P и Fitch – под непосредственное внимание следственных
органов. Они были фактически единственными на Уолл-Стрит и среди других банков в
бизнесе рейтингования обеспеченных ценных бумаг – облигаций, обеспеченных пулом
ипотечных обязательств; облигаций, обеспеченных пулом долговых обязательств; секюритизированных
студенческих займов; лотереи, обеспеченной облигациями и множества других.
Согласно отраслевой публикации Inside Mortgage Finance,
получили рейтинг AAA от рейтинговых агентств около 25% из $900 млрд. некачественной
(сабпрайм) ипотеки, выпущенной в течение последних двух лет. Что доходит до более
чем $ 220 млрд. некачественных ипотечных ценных бумаг, несущих высший рейтинг
AAA от Moody's, Fitch или Standard & Poors.
Это то, что теперь разгоняет лавину неплатежей по закладным на дома по всей стране.
И в этот момент становится очень неуютно. Их модельные допущения, на которых
они выдавали желаемые AAA аттестаты, являются секретом собственности. "Верьте
нам".
По мнению экономиста, работающего в рейтинговом бизнесе США, который имел доступ
к фактическим модельным допущениям, используемым Moody’s,
S&P и Fitch для определения того, получит ли конкретный ипотечный
пул с закладными сабпрайм рейтинг AAA или нет, они все время использовали
штрафные процентные ставки периода самых низких процентных ставок после Великой
депрессии, иными словами, период с аномально низкими штрафными процентными ставками,
чтобы заявить путем экстраполяции, что бумаги сабпрайм были и будут в обозримом
будущем AAA качества.
Риск неплатежей даже по сабпрайм ипотеке, как утверждается, "был исторически
всегда бесконечно малым". Этот рейтинг ААА от Moody's, в свою
очередь, позволял инвестиционным домам Уолл-Стрита бесперебойно продавать обеспеченные
пулом закладных облигации (CMO) пенсионным фондам или просто любому, кто
стремился "увеличить выход", но без каких-либо рисков. Так было в теории.
Как Оливер фон Швайниц указал в своей очень своевременной книге «Рейтинговые
агентства: Их Бизнес, правила и ответственность», "секьюритизация без рейтингов
немыслима". И в связи с особым характером активов, обеспеченных секьюритизрованными
ипотечными кредитами, фон Швайниц отмечает, что эти ABS, "хотя стандартизируемые,
являются одноразовыми, в то время как другие эмитированные бумаги (корпоративные
облигации, государственные облигации) в основном воздействуют на игроков вторичного
рынка. Вторичные игроки имеют меньше стимулов для мошенничества, чем "одноразовые
эмитенты".
Или другими словами, для мошенников существует больше стимулов мошенничать с
ABS, чем с традиционными эмитируемыми облигациями, гораздо больше.
Уникальный статус Moody’s
и S&P
В соответствии с законодательством США тройка рейтинговых агентств пользуется
почти уникальным статусом. Правительственной комиссией по ценным бумагам и биржам
(SEC) они признаны как национально признанные Статистические Рейтинговые
организации (NRSRO). Существуют только четыре таких организаций в США сегодня.
Четвертый, гораздо меньший канадский оценщик – Dominion Bond
Rating Service Ltd. По существу, эта верхушка
из этих троих держит квазимонополию на кредитный рейтинговый бизнес, и это во всем
мире.
Единственный закон США, регулирующий рейтинговые агентства, Закон о реформе кредитных
агентств 2006 года является беззубым актом, который был принят в результате краха
Enron. За четыре дня до краха Enron рейтинговые агентства давали
ему рейтинг "инвестиционного уровня", и потрясенная общественность потребовала хоть
какого-либо контроля над оценщиками. Воздействие этого Закона на фактическую рейтинговую
монополию S&P, Moody’s и Fitch было
нулевым.
Европейский союз, также среагировавший на Enron и на аналогичные мошенничества
со стороны итальянской компании Parmalat, призвал провести расследование,
имели ли рейтинговые агентства США, оценивающие Parmalat, конфликт интересов,
насколько прозрачны их методологии (не во всех), и проверить на отсутствие конкуренции.
После нескольких лет "изучения" и предположительно многих закулисных движений
со стороны крупных банков ЕС, участвующих в секьюритизационных играх, Еврокомиссия
объявила в 2006 году, что она будет лишь "продолжать контролировать" (так) рейтинговые
агентства. Moody’s, S&P и Fitch доминируют
в рейтингах ЕС. Нет никаких конкурентов.
Это свободная страна, не так ли?
В соответствии с законодательством США оценщики не несут ответственности за свои
рейтинги, несмотря на то, что инвесторы во всем мире часто зависят исключительно
от AAA или других рейтингов Moody’s или S&P
в качестве подтверждения кредитоспособности, особенно в секьюритизированных активах.
Закон о реформе кредитных агентств 2006 года ни в коей мере не касался ответственности
рейтинговых агентств. Именно в этом смысле он является бесполезной бумагой. И это
единственный закон, занимающийся оценщиками.
Как указывал фон Швайниц, "правило 10b-5 Закона о ценных бумагах и биржах
от 1934 года, возможно, является наиболее важной основой для возбуждения иска о
мошенничестве на фондовом рынке". Это правило устанавливало: "Должно быть незаконным
для любого лица… делать какие-либо ложные заявления о существенных фактах". Это
звучит как-то конкретно. Но затем Верховный Суд подтвердил в постановлении 2005
года по делу о Dura Pharmaceuticals, что рейтинги не являются
"заявлением о каком-либо существенном факте", как требуется в соответствии с правилом
10b-5. Рейтинги, выданные Moody's, S&P
или Fitch, являются, скорее, "просто мнением". Они тем самым защищены "правом
на свободу слова", согласно Первой поправки Конституции США.
Moody’s или S&P могут сказать черт знает
что, любую вещь про Enron, Parmalat или про ценные бумаги сабпрайм,
какую захотят. Это свободная страна, не правда ли? Разве не каждый имеет право на
свое мнение?
Суды США выносили постановление за постановлением о том, что финансовые рынки
"эффективны", и, следовательно, рынки сами будут выявлятьлюбые мошенничества в компаниях
или в безопасности и ценах, соответственно… в конечном итоге. Нет необходимости
беспокоиться об оценщиках поэтому…
Это было то самое "саморегулирование", которое, по-видимому, имел в виду Алан
Гринспен, когда он неоднократно вмешивался, чтобы выступать против любого регулирования
возникающей революции секьюритизации активов.
Революция секьюритизации была вся застрахована правительственной политикой США
типа "ничего не плохого слышу, ничего плохого не вижу", которые говорили, что "хорошо
для Money Trust, то хорошо для нации". Это был порочный перифраз
уже порочных слов 1950 года тогдашнего главы General Motors Чарльза
E. Уилсона, "Что хорошо для General Motors, то хорошо для Америки".
Узкоспециализированное страхование: виагра для секьюритизации?
Те ценные бумаги, обеспеченные пулом некачественных закладных, которые не оправдывали
рейтинг ААА, нуждались также еще в одной критической подпорке. Умники с
Уолл-Стрита выступили с оригинальным решением.
Эмитенты ценных бумаг, обеспеченных закладными, должны были предпринять то, что
стало известно как узкоспециализированное страхование. Узкоспециализированное страхование
для гарантии против неплатежей по секьюритизированным ценным бумагам является еще
одним сопутствующим результатом секьюритизационной революции Гринспена.
Хотя узкоспециализированное страхование началось еще в начале 1970-х в качестве
гарантии для муниципальных облигаций, именно гринспеновская революция секьюритизации
вызвала его на поверхность.
Как заявляла их отраслевая ассоциация, "узкоспециализированная структура гарантирует,
что все наше внимание уделяется добавлению стоимости клиентам нашего рынка капитала".
Добавленную стоимость они, несомненно, делали. По состоянию на декабрь 2007 года
было достоверно подсчитано, что узкоспециализированные страховщики, которые называют
себя "финансовые гаранты", эти одиннадцать недостаточно капитализированных, слабо
регулируемых монолайнеров, все базирующиеся в Нью-Йорке и регулируемые государственным
страховым регулятором, выдали свои страховые гарантии, чтобы обеспечить AAA
рейтинг обеспеченных активами залогам стоимостью свыше $ 2,4 трлн.
(выделено автором).
Узкоспециализированное страхование стало очень важным элементом в мошенничестве,
охватившем Уолл-Стрит, в этой афере, известной как секьюритизация. Выплачивая определенный
налог, специализированная (отсюда термин monoline) страховая компания может
страховать или гарантировать пулы некачественных ипотечных закладных на случай экономического
спада или рецессии, в течение которой бедные сабпрайм домовладельцы не смогут ежемесячно
вносить ипотечные платежи .
Приводя цитату с официального веб-сайта ассоциации специализированной торговли,
"Ассоциация Финансовых гарантийных страховщиков, AFGI, является торговой
ассоциацией страховщиков и перестраховщиков муниципальных облигаций и активов ценных
бумаг. Облигации или другие ценные бумаги, застрахованные членом AFGI,
имеют безусловную и безотзывную гарантию, что проценты и основная сумма будет выплачиваться
вовремя и в полном объеме в случае неплатежей". Сейчас они сожалеют об этом, поскольку
обнуление сабпрайм ипотеки, растущая рецессия и ипотечные неплатежи предъявляют
непомерные страховые требования маленьким, плохо капитализированным монолайнерам.
Основные узкоспециализированные страховщики (монолайнеры) были едва известны:
ACA Financial Guaranty Corp., Ambac
Assurance, Assured Guaranty Corp. BluePoint
Re Limited, CIFG, Financial Guaranty Insurance Company, Financial Security Assurance,
MBIA Insurance Corporation, PMI Guaranty Co., Radian Asset Assurance Inc., RAM Reinsurance
Company and XL Capital Assurance.
Осторожный читатель может задать вопрос: "Кто страхует эти одиннадцать монолайнеров,
которые гарантировали миллиарды, если не триллионы в платежных потоках на протяжении
последних пяти лет или около того финансовой революции ABS?"
Они сами заявляют, что "восемь фирм-членов AFGI несут рейтинг ААА
требований платежеспособности и два члена фирмы несут рейтинг АА требований
платежеспособности". Moody’s, Standard & Poors
и Fitch дали им ААА или АА рейтинги.
Благодаря гарантии от страховщика облигаций с кредитным рейтингом ААА,
стоимость заимствований была меньше, чем обычно, а количество инвесторов, желающих
приобрести такие облигации, - больше.
Для монолайнеров гарантирование таких облигаций казалось свободным от риска на
фоне средних штрафных процентных ставок на уровне долей процента в 2003-2006 гг.
В результате монолайнеры выкупали за счет внешних займов свои активы для создания
своих книг и нередко имели застрахованные риски, превосходящие в 100 или даже в
150 раз размер своей капитальной базы. До недавнего времени Ambac имел
базовый капитал в $5,7 млрд. против выданных гарантий на $550 млрд.
В 1998 году нью-йоркский офис суперинтенданта государственного страхования, единственный
регулятор монолайнеров, согласился разрешить монолайнерам продавать дефолтные свопы
(CDS) на ценные бумаги, обеспеченные активами, такие как ценные бумаги,
обеспеченные закладными. Должен был быть создан отдельный корпус компаний, с помощью
которых дефолтные свопы могли бы эмитироваться банками для обеспеченных ипотекой
ценных бумаг.
Переход на страхование секьюритизированных облигаций был невероятно выгоден для
монолайнеров. Премии компании MBIA выросли с $ 235 млн. в 1998 году до
$ 998 млн. в 2007 году. В годовом исчислении премии в прошлом году увеличились на
140%. А потом грянул кризис ипотеки сабпрайм, и музыка для монолайнеров остановилась,
остановилась навсегда.
Как только начались неплатежи по входящим в облигации закладным (закладные сабпрайм,
записанные в 2006 году уже не оплачивались при ставке 20% в январе 2008), монолайнеры
были вынуждены вмешаться и покрывать платежи.
3 февраля MBIA сообщила о $3,5 млрд. к списанию и другим сборам только
за три месяца, что привело к квартальной потере в $2,3 млрд. Это, возможно, всего
лишь верхушка очень холодного айсберга. Страховой аналитик Дональд Лайт заметил,
когда его спросили, каков потенциал снижения потерь: "Ответ на это никто не знает.
Я не думаю, что мы узнаем это, возможно, до третьего или четвертого квартала 2008
года".
Кредитные рейтинговые агентства начали снижать рейтинг монолайнеров, лишая их
призового AAA, что означает, что монолайнеры больше не смогут написать
новый бизнес, а облигации, гарантированные ими, больше не будут обладать рейтингом
AAA.
На сегодняшний день единственный монолайнер – кандидат на снижение у двух агентств
(обычно требуемых для такого шага, чтобы влиять на компанию) - это FGIC,
срезанный и Fitch и S&P. Рейтинг Ambac, второго
по величине монолайнера, был сокращен до АА агентством Fitch,
наряду с другими монолайнерами по целому ряду различных потенциальных предупреждений.
Рейтинговые агентства проводят "симулированный на компьютере стресс-тест", чтобы
принять решение, сможет ли монолайнер "оплачивать претензии по уровню неплатежей,
сопоставимому с тем, что был во времена Великой Депрессии". С каким количеством
страховщики-монолайнеры могли справиться в реальном кризисе? Они сами заявляли:
"Наши ресурсы оплаты претензий, доступные для поддержки гарантий наших членов …
составляет более чем $ 34 миллиардов".
Эти $ 34 млрд. – капля в том, что в скором времени в течение 2008 года, как представляется,
станет бездонной бочкой. Было подсчитано, что на рынке ABS примерно одна
треть всех сделок была "завернута" или застрахована AAA-монолайнерами.
Инвесторы требовали безопасных пакетов для волатильных бумаг или для тех, что не
имеют долгосрочной истории эффективности.
По данным американской торговой группы Ассоциации индустрии ценных бумаг и финансовых
рынков, в конце 2006 года в США обращалось в общей сложности обеспеченных ценных
бумаг (ABS) стоимостью около $ 3,6 трлн., в том числе закладные на дома, качественные
и некачественные, кредиты под залоги, кредитные карты, студенческие кредиты, автомобильные
кредиты, лизинг оборудования и т.д. К счастью, не все $3,6 трлн. секьюритизации,
по всей видимости, прекратили выплаты, и не все сразу. Но монолайнеры AGFI
застраховали $ 2,4 трлн. из этой горы обеспеченных активами ценных бумаг за последние
несколько лет. В начале февраля 2008 года частные аналитики оценивали, что потенциальные
риски страховых выплат, в соответствии с оптимистическими предположениями, могут
превысить $ 200 млрд. Спасение налогоплательщика в таком масштабе в предвыборный
год обещает быть интересным при продаже голосов избирателей.
Вне учета
В целом революция секьюритизации позволила банкам вывести активы за пределы своих
учетных книг в нерегулируемые непрозрачные специальные компании. Они продавали закладные
со скидкой страховщикам, таким как Merrill Lynch, Bear
Stearns, Citigroup и аналогичным финансовым секьюритизаторам.
Затем те, в свою очередь, продавали ипотечное покрытие собственной отдельной специальной
инвестиционной компании (SIV). Привлекательность автономных SIV
заключается в том, что они и их потенциальные потери были, по крайней мере, теоретически,
изолированы от основного банковского андеррайтинга. Если вещи вдруг, не дай Бог,
сорвутся с цепи с различными ABS в руках SIV, то только SIV
пострадают, не Citigroup или Merrill Lynch.
Сомнительные доходы от сабпрайм закладных и от кредитов с аналогичным низким
качеством, собранных в новые обеспеченные ипотекой облигации (CMO) или
аналогичные ценные бумаги, затем нередко получали инъекцию узкоспециализированного
страхования, своего рода финансовую виагру для закладных мусорного качества, таких,
как NINA ( Нет доходов, нет активов), "Займ лжеца" или так называемых займов
под честное слово, которые были обычным явлением во времена колоссальной экономики
недвижимости Гринспена вплоть до июля 2007 года.
По словам Ассоциации «Ипотечные брокеры за ответственное кредитование», группы
защиты потребителей, к 2006 годы «займы лжеца» составляли ошеломляющие 62% от всех
ипотечных обоснований США. В одной независимой выборочной ревизии ипотечных кредитов
«под честное слово» в Вирджинии в 2006 году ревизоры обнаружили, основываясь на
отчетах IRS, что почти в 60% случаев уровни доходов заемщиков были преувеличены
более чем на 50%. Эти горе-заемщики под честное слово теперь получат в качестве
дома ночлежку или намного хуже. Штрафные процентные ставки на эти «займы лжеца»
в настоящее время прометают весь рынок недвижимости по всей территории США.
Ничего из этого не было бы возможно без секьюритизации, без всесторонней поддержки
со стороны ФРС Гринспена, без отмены закона Гласса-Стигаля, без узкоспециализированного
страхования, без сговора крупнейших рейтинговых агентств, а также без распродажи
ипотечными банками этих рисков страховщикам, которые группировали их, оценивали
и страховали все как AAA облигации.
На самом деле революция Новых Финансов Гринспена буквально широко распахнула
двери для мошенничества на всех уровнях от ипотечных брокеров до кредитных учреждений
на Уолл-Стрите и лондонских банков секьюритизации, до кредитных рейтинговых агентств.
Выведение из-под надзора новых секьюритизированных активов стоимостью в сотни миллиардов
долларов под частное "саморегулирование" между банками-эмитентами, как Bear
Stearns, Merrill Lynch или Citigroup и их рейтинговыми
агентствами, было равносильно поливанию водой утопленника. В части V мы обсудим
последствия грандиозного строительства Новых Финансов. продолжение статьи, читать статью дальше »